труды и ценнность и знвчимрсть
Ответы на вопрос
На протяжении истории человеческого общества труд являлся одним из основных факторов общественного прогресса, ценность которого являлась неоспоримой, но в те или иные исторические эпохи наибольшей ценностью обладали разные виды труда. И.И. Чангли в работе «Социология труда» утверждает: «Генезис труда начинается в эпоху предыстории человеческого общества.
Содержание этой предыстории составило совершенствование приспособительных действий предков человека, связанное с применением в качестве орудий предметов внешней природы и развитием «исследовательской деятельности», еще не преследующей конкретных целей. Действия совершенствовали его руку и всю телесную организацию. Труд (точнее – некий предтруд), возникший на чуждой ему основе отношения животного к среде, сам постепенно создал свою собственную основу…»[1, С. 56].
Исходной функцией труда было удовлетворение зарождающихся человеческих потребностей. Главным направлением функционирования труда является обмен веществ между человеком и природой. Вначале он был крайне ограниченным в силу ограниченности самих потребностей человека. Удовлетворение инициировало новые потребности, что вело к расширению видов труда и их воспроизводству. Постепенно становится все более осознанной и потребность в самом труде, которая, имея биосоциальный характер, подобно катализатору, содействует совершенствованию труда, все больше накладывая на него отпечаток сущностных сил человека. В доисторическом обществе труд ценился за его практический результат, благодаря которому древнейший человек мог удовлетворять свои естественные нужды.
С развитием общественного разделения труда и появлением ремесла труд начинает оцениваться как искусство. К. Маркс указывал, что для ремесленника: «Труд сам еще наполовину искусство, наполовину самоцель…». В классовом обществе труд дифференцируется на материальный и духовный, и имущественное расслоение людей придает оценкам труда классовый характер. В древнегреческом обществе свободными греками высоко ценился ратный труд, политическая и философская деятельность. Аристотель самым рабским считал тот труд, «где требуется исключительное применение физических сил». Наоборот, представители эгалитарной культуры (киники, некоторые римские стоики) высоко оценивали любой труд. Диоген Лаэртский писал о кинике Антисфене: «Он доказывал, что труд – благо» [2, С. 98]. В. Кинкел утверждал: «Самое прекрасное и глубокое, что сделали киники – это похвала труду» [3, С. 147]. Они придали труду нравственную ценность, превратив его в этическую категорию.
В средневековом обществе ценностное отношение к труду являлось амбивалентным. Церковь считала материальный труд занятием богоугодным, но неблагочестивым, недушеспасительным. Вместе с тем лень относилась к одному из грехов христианской морали. Ле Гофф писал, что на средневековом Западе целый ряд видов труда и занимающихся ими работников презирался, что было связано с различными табу (мясники, палачи, красильщики, сукновальщики, прачки, купцы, ростовщики и т.д.) [4, С. 382].