Охарактеризуйте положение русских земель
во второй половине XIII в. Заранее спасибо
Ответы на вопрос
Объяснение:
Монгольское нашествие нанесло значительный ущерб не только хозяйству, но и культурному развитию, быту населения русских земель.
Были разрушены города и монастыри, практически не велось летописание, были уничтожены многие книги.
В упадок пришли ремёсла. Так, например, навсегда был утерян секрет перегородчатой эмали. Многие талантливые мастера и ремесленники были угнаны в плен, поэтому некому было передать накопившийся опыт в ремёслах и зодчестве.
Однако во второй половине XIV века начинается постепенное возрождение Руси.
В ходе урока вы узнаете:
о начале возрождения культуры в русских землях
Книжном деле и летописании.
Литературе и устном народном творчестве.
Зодчестве и живописи Руси второй половины XIII–XIV веков.
Освоение новых земель и развитие хозяйства привели к постепенному возрождению культурной жизни и централизации её вокруг Москвы, которая и возглавила борьбу против Золотой Орды.
Вспомните, что централизация – это подчинение всех земель одному центру.
В XIII–XIV веках, книги всё ещё были рукописными. Но начавшийся в XIV веке ввоз бумаги на Русь способствовал их удешевлению, что, в свою очередь, привело и к увеличению количества книг.
Они, как и прежде, хранились и создавались в монастырях либо при княжеских книжных мастерских.
В это же время появилась новая техника письма – полуустав – более свободное письмо, чем строгий устав. Теперь буквы могли иметь наклон, строки стали менее ровными.
Возродилось и летописание.
В конце XIII – первой половине XIV века новыми летописными центрами стали Ростов, Псков, Суздаль и Москва.
Основой темой в разных сферах творчества этого периода, в том числе и в летописях, стала тема необходимости объединения русских земель для борьбы с Золотой Ордой.
В устном народном творчестве продолжали создаваться и достигли своего расцвета былины.
Героический былинный эпос возвращался к теме Киевской Руси и князю Владимиру Красное Солнышко.
Эпос – это совокупность произведений народного творчества.
Например, новгородские былины были посвящены купцам Садко и Василию Буслаеву.
Появился и такой новый жанр устного народного творчества, как исторические песни. Главными героями здесь были обычные люди, которые боролись с захватчиками, либо девушки, попавшие в ордынский плен.
Примером таких песен является «Песнь о Щелкане», в которой рассказывается о восстании жителей Твери в 1327 году против баскака Щелкана.
Вспомните, что баскак – это представитель ордынского хана на Руси.
Песня так описывает поведение Щелкана:
Брал он, млад Щелкан,
Дани-невыходы,
Царские невыплаты.
С князей — по сто рублей,
С бояр — по пятидесяти.
У которого денег нет,
У того дитя возьмёт;
У кого дитяти нет,
У того жену возьмёт;
У кого жены нет,
Того самого головой возьмёт.
Ещё один пример исторических песен – «Песнь об Авдотье Рязаночке»,
которая освободила из плена ордынцев жителей Рязани и возродила город.
Основными жанрами в литературе Руси XIII–XIV веков стали воинская повесть и жития святых.
Воинские повести основывались на реальных исторических фактах и рассказывали о боевых подвигах русского народа, а жития описывали жизнь и заслуги выдающихся деятелей русской церкви и князей, причисленных к лику святых.
Одним из таких памятников русской литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате.
Ответ:
Объяснение: Русь продолжала платить дань монголам, но армия, народ, сила Руси стала гораздо сильнее, уже могли давать и выйгрывать битвы против монголов!