Можно ли отнести это стихотворение к философской лирике? Приведите аргументы за и против. О каких вечных истинах говорит поэт?
Само упало яблоко с небес,
или в траву его подбросил бес?
А может, ангел сбил крылом с ветвей,
или столкнул руладой соловей?
Ударился о землю нежный бок
и брызнул из него шипящий сок.
Прося меня: "Скорее подбери…" -
чуть зазвенели зернышки внутри.
Светясь, лежало яблоко в росе
и не хотело быть оно, как все,
и отдыхало телом и душой,
как малая планета на большой.
А в трещину его, ничуть не зла,
оса так вожделеюще вползла,
и, яблоко качая на весу,
с ним вместе внес я в комнату осу.
И, вылетев из яблока, оса
на разные запела голоса,
как будто золотинка жизни той,
где жало неразлучно с красотой.
Но чем больнее времени укус,
тем вечность обольстительней на вкус.
Ответы на вопрос
Ответ:
Да, можно отнести это стихотворение к философской лирике.
Аргументы ЗА:
- Стихотворение обращает наше внимание на вечные философские вопросы о жизни, ее смысле и происхождении.
- В стихотворении содержится символический смысл, напоминающий о том, что мир построен на связях и взаимодействии между вещами и событиями.
- В стихотворении просматривается идея о том, что все в мире связано между собой и никакие события не происходят произвольно, а имеют свою причину и следствие.
Аргументы ПРОТИВ:
- Стихотворение имеет более остросюжетную форму и более яркий символизм, чем обычно для философской лирики.
- Для философской лирики характерно содержание более глубокой философской проблематики, в то время как в данном стихотворении философские моменты скрыты за поверхностным смыслом происходящего.
- Стихотворение более предназначено для эстетического наслаждения, чем для научного и философского изучения действительности.
О ВЕЧНЫХ ИСТИНАХ:
Строки поэта открывают в нас дверь в мир мифов, символов и образов для углубленного размышления о том, как она была создана и как функционирует природа. Кажется, что урожайное яблочко не падает с дерева случайно или беззвучно, как все предметы в этом мире, но вместо того, чтобы заниматься земной гравитацией или гостиными опушками, чувствительное и ревнивое сердце Господа рекомендует шакалу, который отправил свои заявки на племянника Господа, бросить на него яблоко, будто с помощью жеста, прося исправления. Образ Господа (в пренепременном числе религиозен) сам по себе содержит внушение, которое открывает эксплуатационные возможности, использование страха, обычаи показа и ресурсы в отношении жертв и понятий категории, а также соответствующие умопомрачительные, эмоционально загруженные выводы, которые для человека на высшем уровне означают неизбежность, самообман, покорность и верность Господу.