Как поэма Пушкина Руслан и Людмила связана с фольклором?
Ответы на вопрос
Ответ:
представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов,
которые под гениальным пером поэта обрели новую жизнь.
В поэме содержится много узнаваемых особенностей
русской сказки. Как и во всякой сказке, повествование
предваряется присказкой.
Присказка -- это особый жанр, очень короткий рассказ,
прибаутка, предисловие к сказке.
Она часто совсем не связана с самой сказкой по содержанию,
а просто подготавливает слушателей к ней и усиливает
фольклорную окраску текста.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо -- песнь заводит,
Налево -- сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
В этой присказке перед нами проходят узнаваемые сюжеты сказок,
рассказанных поэту няней Ариной Родионовной.
Автор, подтверждая свою причастность к сказочному миру,
говорит о своем знакомстве с ученым котом и готов
рассказать одну из его сказок.
Этой сказкой и является "Руслан и Людмила".
Зачин -- традиционное начало сказки -- определяет место
действия, знакомит нас с героями и вводит в курс дела --
о чем идет речь, с чего начинается действие поэмы.
С друзьями, в гриднице высокой.
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана…
Пушкин разработал сюжет типичный для сказок и легенд
в поэтической форме -- путешествие героя в поисках чудесной
награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь,
похищенная злым чародеем.
В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках
с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви,
чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя,
правитель -- отец похищенной девушки.
Функции нескольких персонажей подчас воплощены в
одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом
героя, его соперником в любви и волшебником,
Финн -- волшебником и чудесным помощником героя.
В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами:
Ратмир добровольно выходит из состязания за право
отыскать Людмилу и жениться на ней.
Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа --
это волшебница Наина.
Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер.
В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота --
кота Баюна русских сказок, а также перечисляет
распространенные сказочные сюжеты и образы,
прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут
все эти существа.
Завершается повествование о приключениях героев также
типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны,
влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме
князя Владимира, отца Людмилы.
Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству,
что характерно для большинства сказок.
Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу,
хотя у него и нет крыльев -- волшебная сила Черномора
заключена в его бороде (мощь (или душа) могут находиться
в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела.
Это было распространено в сказках многих народов.)
В русских сказках наиболее характерным примером подобного
явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого
находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной.
Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек.
Злые герои в поэме тоже выглядят фантастично.
Колдунья Наина, напоминающая бабу-ягу, превращается
в крылатого черного змея, а вот как выглядит Черномор:
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
Такой характерный сказочный прием, как троекратный повтор,
тоже присутствует в поэме
Объяснение: